Дрожжевой завод
ОАО «Дрожжевой завод «Пензенский» - это старейшее предприятие, построенное в 1907 г. купцом Березиным. А, в 1950 г. предприятие наладило выпуск прессованных хлебопекарных дрожжей, отвечающих требованиям ГОСТов. За это время коллектив завода накопил бесценный опыт, позволяющий предприятию сейчас занимать лидирующее положение на рынке. В конце 2011 г. у предприятия появился новый инвестор ЗАО «Энзим» (Украина), который является крупным игроком на рынке дрожжей и входит в Топ-5 производителей данного продукта в Европе. Новый хозяин завода планирует произвести модернизацию и технологическое перевооружение. В 2012 году начали внедрять новые технологии и переобучение персонала.
Ранее предприятие было автоматизировано при помощи программных продуктов «1С: Бухгалтерия предприятия 7.7» и «1С: Зарплата и Кадры 7.7».
Поскольку в настоящее время для обеспечения целей конкурентоспособности на рынке и финансовой устойчивости предприятию необходимо автоматизировать не только бухгалтерский и налоговый учет, но и все внутренние бизнес-процессы, в 2011 году на предприятии было принято решение об автоматизации на базе передового программного продукта фирмы 1С - «1С: Управление производственным предприятием». В качестве партнера по автоматизации была выбрана компания НПП Алгоритм-Сервис, являющаяся лидером в своем регионе по внедрению сложных ERP-систем. Работы проводились под руководством 1С Франчайзи «Ард Сервис», г. Курск.
В качестве основных факторов, определяющими мотивацию внедрения, были названы следующие:
1. Получение в кратчайшие сроки автоматизированной системы учета на предприятии;
Организация эффективных коммуникационных каналов, базирующихся на едином информационном пространстве, для оперативной реализации управленческих решений;Обеспечение прозрачности финансовых потоков на предприятии;
Обеспечение работы в единой информационной базе территориально удаленных подразделений;
Консолидация информации;
Контроль качества работы организаций.
При разработке плана внедрения участниками проекта был выбран метод быстрого старта, исключающий период параллельной работы пользователей в новой и старой системах. Запуск первого этапа состоялся январе 2012 года.
Перенос информации из прежней автоматизированной системы в новую всегда связан со значительными объемами работ. Необходимо было организовать выгрузку данных, согласовать их по составу и формату электронного представления, обеспечив при этом полноту информации. В течение двух месяцев данная задача была решена. Больше всего времени занял перенос остатков по заработной плате и начислений за прошлые годы (для корректного расчета среднего заработка). Также трудоемким оказался перенос остатков по основным средствам, взаиморасчетам с контрагентами и связанными с ними остатками НДС.
В связи с тем, что программный продукт 1С: Управление производственным предприятием обладает большим набором функциональных возможностей, а отражение многих хозяйственных операций существенно отличается от прежней учетной системы, было уделено повышенное внимание обучению пользователей. В начале января 2012 года в учебном центре НПП Алгоритм-Сервис было проведено обучение специалистов ОАО «Дрожжевой завод «Пензенский». Проведение учебы до внедрения системы в эксплуатацию позволило на порядок снизить количество ошибок при вводе документов в программу.
Внедрение подсистем управления продажами, управления отношениями с клиентами позволило автоматизировать задачи контроля и анализа торговых операций в комплексе с планированием продаж и закупок, оптимизацией поставок и запасов, анализа взаиморасчетов с контрагентами и др. смежными задачами управленческого учета. Обеспечено автоматическое отражение торговых операций в подсистемах бухгалтерского и налогового учета.
В процессе внедрения подсистем управления запасами, управления закупками реализован детальный оперативный учет материалов, продукции и товаров на складах. Обеспечивается полный контроль запасов товарно-материальных ценностей на предприятии. Учет готовой продукции организован по серийным номерам, срокам годности и сертификатам. Внедрение данной подсистемы позволило эффективно организовать складское хозяйство, повысить производительность труда работников склада, сотрудников снабженческо-сбытовых структур.
При внедрении подсистемы управления денежными средствами реализованы следующие функции: оперативный учет фактического движения денежных средств предприятия на расчетных счетах и кассах, а также оперативное планирование поступлений и расходов денежных средств предприятия. Реализовано взаимодействие с клиент-банком и возможность перечисления зарплаты на лицевые счета сотрудников.
Производство представляет собой один из наиболее сложных процессов на любом предприятии и тесно связано с управлением закупками, продажами, основными средствами, персоналом, финансами. Внедрение подсистем расчета себестоимости продукции, управления затратами позволило полностью контролировать производственные процессы от момента передачи материалов в производство до выпуска готовой продукции. В рамках выполнения данного этапа произведена настройка массивов нормативно-справочной информации, необходимых для планирования и учета производства готовой продукции, разработка системы спецификаций и учета основных и вспомогательных материалов. Также реализован учет выпуска готовой продукции, учет расхода сырья и материалов, учет спецодежды и спецоснастки, учет и анализ производственных затрат, расчет плановой и фактической себестоимости. Производственные операции автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Поскольку в подсистемах бухгалтерского и налогового учета автоматически отражаются все хозяйственные операции предпр
иятия, регистрируемые в других подсистемах, то практически по всем участкам бухгалтерского учета внедрение было произведено параллельно с выше описанными этапами. Небольшие затруднения вызвала необходимость ведения раздельного учета НДС в части разделения прямых затрат. Была выполнена доработка типового функционала 1С: Управление производственным предприятием, которая позволяет определить партии готовой продукции, реализованные по ставке НДС 0%, и собрать прямые затраты, на выпуск данной партии.
По итогам 1 квартала 2012 г. была успешно подготовлена и передана в контролирующие органы бухгалтерская и налоговая отчетность, а также регламентированная отчетность по физлицам.
К 1 маю 2012 г. программный продукт полностью введен в промышленную эксплуатацию.
В качестве основных плюсов от внедрения руководство компании выделило следующие:
1. Расчет и анализ рентабельности бизнес-направлений предприятия;
2. Создание универсальной системы учета активов;
3. Составление и контроль бюджета движения денежных средств (БДДС);
4. Оптимизация складских запасов;
5. Контроль издержек на предприятии;
6. Оперативный анализ финансовых и материальных потоков;
7. Снижение затрат на обслуживание информационной системы и повышение эффективности работы персонала за счет перехода от "лоскутной" автоматизации к единой базе;
8. Высокий уровень сохранения конфиденциальности данных за счет гибкой системы распределения прав доступа.